Кто такой шаман? - Мои файлы - Хранилище - Персональный сайт Ландыша
Страничка Ландыша
Суббота, 25.02.2017, 14:19
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [23]
Психология [7]
Эзотерика [15]
Непознанное [7]
Нетленное [10]
Програмки [2]
Шаманские сказки [5]
Мои рассказы [4]

Главная » Файлы » Мои файлы

Кто такой шаман?
11.02.2010, 07:42

КТО ТАКОЙ ШАМАН?

Дух -- это хозяин, воображение -- средство, а тело -- пластический материал.

Парацельс

Кто такой шаман? По поводу этого вопроса нет сколько-нибудь заметного единства мнений. Действительно, "практически каждый ученый имеет свою собственную точку зрения на то, что составляет суть шаманизма".

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Сам термин происходит от тунгусского слова саман, означающего "тот, кто возбужден, движется, поднимается". Он может быть образован от древнего индейского слова, означающего "бить себя или практиковать аскетизм", или же от тунгусского глагола "знать".

Каково бы ни было его происхождение, термин шаман используется антропологами для обозначения представителей особой группы целителей в разнообразных культурах, которых иногда называли врачами, колдунами, чародеями, волшебниками, магами или ясновидящими. Все эти термины оказываются слишком размытыми для адекватного определения специфической группы целителей, соответствующих более строгому понятию шамана, которым мы будем пользоваться в этой книге. Значение и важность этого определения, как и самого шаманизма, станут более ясными, если проследить тот путь, по которому наши определения и понимание шаманизма развивались с течением времени.

Ранних антропологов особенно поразило уникальное взаимодействие шаманов с духами. Многие в племени могут говорить, что почитают духов, видят их или одержимы ими. И все же только шаманы утверждают, что обладают определенной властью над ними, общаются с ними, управляют ими и ходатайствуют перед ними в интересах своего племени. Так Широкогоров, один из самых ранних исследователей сибирских тунгусов, отмечал:

Во всех тунгусских племенах этот термин (саман) относится к человеку (мужчине или женщине), который овладел духами и по своему желанию может впустить этих духов в себя и использовать их власть над другими духами в своих интересах, в частности, помогая людям, страдающим от духов.

Использование в этой книге термина дух подразумевает существование автономных сущностей, контролирующих людей и общающихся с ними. Этот термин используется скорее просто для того, чтобы описать, как шаманы и медиумы интерпретируют свой опыт. Возможная природа этих "духов" будет рассмотрена в следующих главах.

Если на ранних исследователей огромное впечатление произвело общение шаманов с духами, то более поздние исследователи были поражены тем, как шаманы могут контролировать себя в тех состояниях сознания, когда происходит это общение. Когда на Западе появился интерес к измененным состояниям сознания (ИСС), ученые тоже заинтересовались широким применением измененных состояний в религиозных практиках. Оказывается, что первой традицией, использовавшей измененные состояния сознания, был шаманизм, и современные определения шаманизма сфокусировали на них свое внимание.

Как мы увидим, существует много возможных состояний сознания, и поэтому возникает закономерный вопрос: какие из них свойственны шаманизму и могут способствовать его определению? Существуют широкие и узкие толкования. В широком понимании "единственным определяющим фактором является то, что специалист входит в ИСС в интересах своей общины". В число таких специалистов могут быть включены, например, медиумы, которые входят в транс, а потом якобы говорят от имени духов. Такое же широкое толкование шаманизма включило бы сюда любого практикующего, входящего в контролируемые измененные состояния сознания, -- независимо от того, какие именно это состояния.

Более узкие определения, в свою очередь, трактуют измененные состояния исключительно как экстатические. Действительно, для Мирча Элиаде, одного из величайших религиоведов двадцатого столетия, "первое из определений этого сложного феномена -- возможно, наименее рискованное -- будет таким: шаманизм = техника экстаза". Здесь под экстазом понимается не столько блаженство, сколько ощущение, определяемое словарем издательства "Рэндом Хауз" как "выход за пределы своего Я, или нормального состояния, и вхождение в состояние интенсивного, усиленного чувства". Это определение экстаза особенно подходит для шаманизма.

Характерной чертой шаманского экстаза являются переживания "полета души", "путешествия", "опыт вне тела". В своих экстатических состояниях либо сами шаманы, либо их душа или дух летят через пространство к другим мирам, или же к отдаленным частям этого мира. Говоря словами Элиаде, "шаман входит в транс, во время которого его душа покидает тело и поднимается в небо или погружается в нижний мир".

Эти полеты отражают шаманские представления о космосе. Последний представляет собой трехъярусную Вселенную, состоящую из верхнего, среднего и нижнего миров. Средний мир соответствует нашему земному. Шаман странствует по этой тройной Вселенной, чтобы познать и обрести силу или продиагностировать и вылечить тех, кто обратился к нему за помощью. Во время таких путешествий шаманы изучают другие миры и встречаются с людьми, животными или духами, населяющими их; они могут увидеть причину болезни и средство против нее, договариваются о чем-либо с дружественными или демоническими силами.

Таким образом, мы имеем три основных признака, присущих шаманизму, которые необходимо включить в любое определение. Во-первых, шаманы могут по своему желанию входить в измененные состояния сознания. Во-вторых, в этих состояниях они ощущают себя "путешествующими" в иных сферах. В-третьих, они используют эти путешествия как средство приобретения знаний, силы, а также помощи членам своей общины.

Здесь необходимо рассмотреть еще две характеристики. Одна из них -- это общение шамана с духами. Майкл Харнер, антрополог, имеющий, пожалуй, самый богатый опыт шаманской практики, полагает, что их ключевым элементом может считаться контакт с "реальностью, которая обычно скрыта". Таким образом, он определяет шамана как "мужчину или женщину, входящих в измененное состояние сознания по собственной воле для контакта с реальностью, которая обычно скрыта, и использования ее для приобретения знаний и силы или для помощи другим людям".

Должны ли эти два добавочных элемента -- контакт с реальностью, обычно скрытой, и общение с духами -- быть включенными в определение шаманизма как существенные? Здесь мы оказываемся на зыбкой философской почве. Несомненно, эти элементы описывают то, что переживают шаманы, и то, что они, по их утверждениям, делают. Тем не менее с философской точки зрения будет рискованно утверждать, что именно это шаманы и делают на самом деле. Фундаментальная природа (или, в философской терминологии, онтологический статус) сфер, по которым шаманы ощущают себя путешествующими, и сущностей, с которыми они там сталкиваются, -- вопрос открытый. Шаман обычно воспринимает их как независимые и полностью "реальные"; но для западного человека, не верящего в потусторонние сферы и сущности, они имеют смысл лишь тогда, когда интерпретируются как субъективные продукты умственной деятельности. Эти философские вопросы будут рассматриваться ниже, а пока достаточно будет сказать, что объяснение природы этих феноменов зависит от личных философских и мировоззренческих ориентации. Мы будем чувствовать себя уверенно, если постараемся обойти вопросы философской интерпретации настолько, насколько это возможно.

Итак, что мы в итоге имеем? Шаманизм можно определить как совокупность традиций, в которых те, кто его практикуют, добровольно входят в измененные состояния сознания и ощущают себя или свой дух путешествующим в иных пространствах и взаимодействующим с иными сущностями в интересах своей общины.

Это определение, по-видимому, отражает основные черты шаманизма. Ссылка на "совокупность традиций" допускает вариации среди тех, кто практикует шаманизм. В то же время это определение довольно четко и ясно отмечает различие между шаманизмом и другими традициями и практиками, так же как и всевозможными психопатологиями, с которыми его часто отождествляют. Например, священники могут проводить ритуалы, а медики могут исцелять, но они редко входят в измененные состояния; медиумы могут входить в измененные состояния, но они обычно не путешествуют; тибетские буддисты могут иногда путешествовать, но это не основная цель их практики; душевнобольные могут входить в измененные состояния сознания и встречаться с "духами", но скорее как невольные жертвы, чем добровольные создатели этих состояний.

Разумеется, это определение удовлетворит не каждого и опишет не всякого шамана. Да и ни одно определение не сможет этого сделать (судя по их огромному количеству). И все же наше определение вполне соответствует нашим целям, так как оно довольно лаконично и четко. Это позволяет нам сосредоточить внимание на вполне характерной группе практик, которые все исследователи согласятся считать шаманскими.

Интересно отметить, что это определение сфокусировано скорее на практиках и переживаниях, чем на верованиях и догмах. Это вполне согласуется с утверждением Майкла Харнера, что "шаманизм в конечном счете только метод, а не религия с четко установленным набором догм".

Шаманы, конечно же, в своей деятельности опираются на определенные верования, это трудно отрицать. Очевидно, никакая традиция не выживает без последовательной системы верований. Например, шаманы убеждены, что сущности, с которыми они встречаются в своих путешествиях, -- это на самом деле духи, что Вселенная состоит из трех основных миров и что они могут странствовать в них по своему желанию. С другой стороны, в шаманизме личному опыту уделяется больше внимания, чем во многих других религиозных традициях.

По поводу того, правомерно ли называть шаманизм религией, идут споры. Чтобы избежать их, равно как и необходимости дебатов о том, что именно определяет религию, я предпочту не заострять наше внимание на этом вопросе. Я буду говорить о шаманизме не как о религии, а как о религиозной традиции, подразумевая, что он содержит определенные религиозные элементы, но не всегда может соответствовать данному социологами определению религии.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Шаманизм - одна из наиболее древних традиций человечества.

Археологами найдены свидетельства того, что уже не один десяток тысячелетий, однако невозможно установить, насколько удален от нас момент его зарождения. Действительно, согласно Элиаде ничто не подтверждает предположения о том, что в течение сотен тысяч лет, предшествовавших раннему каменному веку, человечество не жило такой же интенсивной и разнообразной религиозной жизнью, какой оно жило в последующие периоды".

Но где бы и когда бы ни зародился шаманизм впервые, впоследствии он распространился по всему миру. Он встречается сегодня на обширных территориях Сибири, Северной и Южной Америки, Австралии и, наверное, существовал в большинстве частей мира в то или иное время. Удивительное сходство шаманов далеких друг от друга частей света порождает вопрос о том, как это сходство стало возможным. Одно из вероятных объяснений -- его спонтанное возникновение в различных регионах, продиктованное, очевидно, насущными общественными потребностями или присущими всем людям внутренними тенденциями. Возможно также, что это сходство явилось результатом миграции общих предков.

Если же причина в миграции, то началась она очень давно. Шаманизм встречается среди племен, говорящих на стольких языках, что такое распространение должно было бы начаться по крайней мере 20 тысяч лет назад. Трудно объяснить, почему шаманские практики почти не изменились в течение столь долгого времени и в столь многочисленных культурах, тогда как язык и общественная жизнь подвергались коренным изменениям. В силу этого представляется сомнительным, что только лишь миграция может объяснить повсеместное распространение и долгую историю шаманизма.

Из этого следует, что если широкое распространение шаманизма в течение тысячелетий не может быть объяснено только лишь его проникновением из места зарождения, то значит его открывали и переоткрывали в разные времена в разных культурах. Это наводит на мысль, что некая повторяющаяся комбинация общественных сил и природных способностей вновь и вновь вызывала к жизни и поддерживала шаманские роли, ритуалы и состояния сознания.

Свидетельство того, что человеку присуща внутренняя тенденция доступа к определенным специфическим измененным состояниям, вполне очевидно. Буддисты, например, на протяжении двух с половиной тысяч лет описывают освоение восьми специфических и вполне определенных состояний чрезвычайной концентрации. Эти состояния концентрации, так называемые джханы, неуловимо тонкие, неустойчивые и приносящие блаженство, были описаны много веков назад. Сегодня небольшое число западных медитирующих начинают осваивать эти состояния. Мне посчастливилось беседовать с тремя такими людьми. В каждом случае их опыт удивительным образом совпадает с древними описаниями. Ясно, что существует, очевидно, некая внутренняя тенденция человеческого разума входить в определенные специфические состояния сознания при соответствующих условиях и тренировке.

Тот же самый принцип применим и для шаманских состояний. Наблюдения на Западе во время шаманских сессий говорят о том, что большинство людей способно до определенной степени входить в шаманские состояния. Эти состояния могут быть вызваны в самых разнообразных условиях, а значит существует, очевидно, врожденная тенденция разума к их восприятию. Условия, вызывающие эти состояния, будут детально обсуждены ниже; они включают такие общеизвестные приемы, как изоляция, усталость, голод, ритмические звуки, а следовательно, они вполне могли быть заново открыты различными поколениями и культурами. Поскольку эти состояния могут быть приятными, значимыми и целительными, то, вероятно, велся их активный поиск и методы их вызывания передавались из поколения в поколение.

Таким образом, шаманизм, а также его широкое распространение, по-видимому, свидетельствует о внутренней человеческой тенденции входить в определенные приятные и благотворные состояния сознания. Будучи однажды открытыми, ритуалы и поверья, способствующие вызыванию этих состояний и их переживанию, возникали бы снова и шаманизм возрождался бы заново.

Эта естественная тенденция могла поддерживаться и усиливаться благодаря контактам между различными культурами. Шаманизм в северной части Азии, например, мог претерпеть изменения под воздействием йогических практик, привнесенных из Индии. Поэтому глобальное распространение шаманизма может быть обусловлено как внутренней тенденцией, так и взаимопроникновением информации. В результате эта древняя традиция проникла во все уголки мира и сохранялась на протяжении десятков тысяч лет -- значительного отрезка времени, на котором высокоразвитые человеческие существа (современные Homo Sapiens) населяют нашу планету.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ШАМАНИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Если допустить, что шаманизм выдержал длительное испытание временем и распространился так широко, возникает естественный вопрос: почему он в одних культурах встречается, а в других нет? Кросс-культурные исследования позволяют нам прийти к некоторым выводам. Существует одно серьезное научное исследование 47 обществ, охватывающее период почти в 4000 лет, то есть начиная с 1750 года до н.э. (Древний Вавилон) и до нынешнего столетия. Примечательно то, что все эти 47 культур, не подверженные западному влиянию, использовали измененные состояния сознания в религиозных и целительских практиках. Однако хотя шаманские практики возникли в большинстве регионов мира, они встречаются только в определенных типах обществ, главным образом в простых кочевых обществах, занимающихся охотой и собирательством, в которых сельское хозяйство развито очень слабо. Эти народы почти не имеют классовой и политической структуры. В таких племенах шаман играет множество ролей, как духовных, так и мирских: роль медика, целителя, исполнителя ритуалов, хранителя мифов, медиума, хозяина духов. Исполняя эти многочисленные роли при свойственном бесклассовому обществу отсутствии власти, шаманы оказывают решающее влияние на жизнь своего племени.

С развитием и усложнением общества ситуация коренным образом меняется. С приходом оседлости, сельского хозяйства, политического и классового расслоения шаманизм исчезает. Его место занимают разнообразные специалисты, берущие на себя одну из шаманских ролей. Таким образом, вместо шаманов появляются целители, священники, медиумы, колдуны. Они специализируются соответственно в медицинских и ритуальных практиках, черной магии и общении с духами. Аналогией в современном западном обществе является исчезновение врача широкого профиля и появление медиков узкой специализации.

Интересно сравнить некоторых из этих древних специалистов с их предшественником -- шаманом, специалистом широкого профиля. Священники появляются как представители организованной религии и часто выступают в роли религиозных, духовных и даже политических лидеров. Они совершают обряды и церемонии, молятся и стремятся умилостивить духовные силы на благо своего общества. В отличие от своих предшественников шаманов, они почти не знакомы с измененными состояниями и не обучены им.

Если священники наследуют социально значимые Магические и религиозные роли шаманов, то с темными силами управляются люди, известные как колдуны и ведьмы. Как мы увидим, шаманы часто являются противоречивыми фигурами для своих соплеменников. Их почитают за целительские силы и умение помочь и в то же время боятся за их темные колдовские чары. Колдуны и ведьмы -- это специалисты по черной магии. Поэтому их боятся, ненавидят и преследуют. Конечно, многие современные колдуны ни за что не согласятся с этим традиционным определением, так как утверждают, что занимаются только доброй (белой) магией. Медиумы -- это специалисты по общению с духами. Хотя они и не "путешествуют", они тоже входят в измененные состояния, в которых ощущают себя получающими послания из мира духов. Не будем забывать, что некоторые исследователи отстаивают широкое толкование шаманизма, включающее любого, кто использует измененные состояния для службы своей общине. Такое толкование не указывает на различие между шаманом и медиумом, использующими измененные состояния, хотя и разного рода. Согласно кросс-культурным исследованиям, шаманы и медиумы встречаются преимущественно в разных типах обществ, и это дает нам еще одно свидетельство их различия. Этим мы не отрицаем власть шаманов над духами, но утверждаем, что шаманы способны на большее.

С развитием культур развиваются, очевидно, и их религиозные деятели. Хотя шаманы как таковые исчезли из сложных обществ, многие из их ролей сохранились и выполняются различными специалистами. И все же есть одно исключение -- путешествие, одна из основных характеристик шаманизма. Никто из его преемников не путешествует. Почему этой практике суждено было полностью исчезнуть -- загадка. Майкл Харнер приписывает это давлению на шаманские практики со стороны организованной религии. Действительно, еще в прошлом веке в различных частях Европы иметь барабан считалось уголовным преступлением. Еще одним фактором могло быть открытие других изменяющих сознание техник, связанных с йогическими и медитативными практиками. И все же остается неясным, могут ли только эти факторы объяснить почти полное исчезновение из сложных обществ практики, достаточно могущественной, чтобы распространиться по всему миру, сохраниться в течение тысячелетий и стать основной древнейшей религиозной традицией человечества -- шаманизма.

Категория: Мои файлы | Добавил: landysh
Просмотров: 2297 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017


  Городские шаманские сказки. Шаманизм в городе. Книги, шаманский 
бубен, галерея. Помощь и обучение. Рэйки.