Страничка Ландыша
Четверг, 25.04.2024, 13:49
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [23]
Психология [7]
Эзотерика [15]
Непознанное [7]
Нетленное [10]
Програмки [2]
Шаманские сказки [5]
Мои рассказы [4]

Главная » Файлы » Мои файлы

"Тайны шаманов"-1
11.02.2010, 07:49

Вход.

Шаман, обессиленный трансом, упал на землю. Люди в глубоком молчании ждали, не смея прервать его путешествие ни вздохом, ни словом. Так прошло часа три. Наконец шаман пошевелился, открыл еще мутные глаза, встал, пошатываясь... "Ребенок будет жить!” - гордо произнес он. Люди обрадованно и восхищенно загалдели, заулыбались. Мать ребенка кинулась шаману в ноги, орошая их слезами счастья. За пологом из оленьих шкур тихонько спал спасенный от смерти маленький мальчик. Шаман вернул его душу из нижнего мира, ублажил духов и прогнал страшную болезнь. Мальчик вырастет здоровым и крепким. Возможно, он станет великим воином или охотником, или вождем. Ну а шаман увидел в мальчике знак духа – пройдет время и может быть, мальчик пойдет к нему в ученики. Не зря он его спас...

Какие ассоциации вызывает у нас слово "шаманизм”? Всплывает перед глазами образ шамана в странном костюме, он пляшет с бубном вокруг костра, издавая странные звуки... Наивный маскарад? Детство человечества? Нет. "Шаманизм” пробуждает в нас и ощущение древности, мудрости и мощи. "Шаманизм” - отец мировых религий, и мудрость шаманов иногда и по сей день удивляет исследователей этой традиции. Таинства этой традиции не разгаданы, механизмы ее не понятны. Многие пытались низвести шаманизм до понятия лжи, обмана. Пытались доказать примитивность обрядов... Но ничего из подобных попыток так и не вышло. В отличии от многих шарлатанов мегаполисов, что выманивают бешеные деньги из клиентов якобы серьезными ритуалами, шаманы и по сей день находят потерянные стада, пропавших людей, излечивают смертельные болезни, с точностью бюро прогнозов (вернее, намного точнее) предсказывают погоду, а иногда и меняют ее при необходимости. Врагу шамана есть чего опасаться – духи-союзники легко могут и убить, если шаман попросит об этом... Ложью и обманом назвать можно все что угодно, но на факты глаза не закроешь. Шаманизм как был серьезной традицией, так ею и остался и по сей день.

История шаманизма

Пожалуй точные истоки шаманизма отследить невозможно. Или возможно, но не известными научными методами. Никаких документов не было, да и сегодня не существует. Шаманам подобные документы не нужны – традиция строго цепочная – из уст в уста, из рук в руки переходит мудрость тысячелетий. И само окружение шамана: племя, община или род – мир закрытый для посторонних... Мы лишь можем только предположить, что шаманизм родился вместе с человечеством. И тот самый первобытнообщинный строй, что на слуху у нас у всех со школы, не представляется без шаманских ритуалов. И уже тогда шаманы племен камлали под ритмичные удары в бубен, общаясь с духами.

Более точно мы можем проследить историю шаманизма с тех пор, когда он начал изучаться людьми уже других традиций. Постепенно шаг за шагом собирались крупицы знаний о самой древней земной магии.

Шаманизм возникал везде по всей земле, где только появлялись люди. Африканский шаманизм породил одну из самых опасных религий на сегодняшний день – Вуду. Об индейском шаманизме знают почти все – образ старого шамана в уборе из перьев уже затаскан во многих голливудских фильмах, правда это лишь внешние атрибуты... А тибетские ламы и сегодня пользуются некоторыми практиками древнего тибетского шаманизма – Бон По.

Несмотря на то, что некоторые течения, вышедшие из шаманизма, развиваются, основные традиции шаманизма словно бы застыли во времени. В первую очередь это обусловлено неизменностью культуры народов. Например, у северных народностей, таких как ненцев, долган, чукчей, уклад жизни практически не изменился за многие тысячелетия. Это же можно сказать и про африканские племена. Но даже и те шаманские течения, что "вышли в большие люди”, менялись не сильно, а лишь дополнялись какими-то знаниями из других традиций.

Поэтому, изучая шаманизм сегодня, мы прикасаемся к очень древним, почти не измененным тайнам и практикам.

Основы философии и мировоззрение

Если повнимательнее присмотреться к мировым религиям, мы можем заметить много схожего с шаманизмом: Ад и Рай (Нижний и Верхний миры), общение с духами и просьбы к богам, трансовые состояния в медитациях, астральные путешествия души и многое другое. В принципе, можно сказать, что корни традиций и мировоззрений уходят в шаманизм, что шаманизм является "дедушкой” мировых религий.

Шаманизм – довольно практическая традиция. Это и понятно, создавался он для вполне конкретной цели – наиболее эффективного выживания на земле. Поэтому все практики тоже направлены на конкретные цели. Они весьма действенны в жизни, на бытовом плане.

Возникает впечатление, что шаманизм не подразумевает никакого духовного роста. Более того, многие поборники язычества и многобожия пытаются доказать, что шаманизм способствует деградации духа... Но это не так. Вернее, не совсем так. Действительно, шаманизм не проповедует принципов всепрощения и миротворчества. Но... Мудрость шамана заключается в умении жить в гармонии с миром, не насилуя природу, и не производя разрушительных изменений. Битва со страшными духами – это та же самая борьба с пороками и страхами, только в их астральном образе. А битва с врагами – лишь защита. По крайней мере, для белых шаманов. А если бы шаманизм и взаправду был страшной, воинственной и разрушительной религией, как пытаются представить его некоторые, то разве осталось бы на свете так мало его представителей?

Что касается духовного роста, то мы действительно не находим в шаманизме специальных духовных практик, направленных на слияние с божественным разумом, единение с космосом и отречение от всего земного. Однако, в шаманизме есть путь духа.Этот путь не для всех – народу шамана не нужны запредельные знания, их интересует лишь практически применимая часть, лишь то, что можно использовать в повседневной жизни. А вот сам шаман достигает в своих путешествиях невиданных вершин. Постигая все большее количество миров, общаясь все с большим количеством духов, достигая пределов вселенных, шаман раздвигает рамки своего восприятия. Он постигает азы мироздания, открывается миру и учится принимать его целостно. Он расширяет свое мировоззрение и свои возможности. Это и есть духовный рост в шаманизме.

Что же представляет из себя шаманизм? Внешняя форма проста – должен быть шаман, человек который совершает все обряды, исцеляет, помогает, защищает. Это его работа. И он обходится без огромного конгломерата жрецов и священников, без гигантских храмов и громких публичных служб, где все по расписанию и строго регламентировано. Шаман может лишь иметь учеников. К шаману относятся с уважением и почтением, но и только – его не воспринимают как чудо или как святого. Он просто выполняет свое предназначение...

Для того, чтобы стать шаманом, нужно иметь на себе печать, особый знак, указывающий на предназначение. У разных народностей этот знак определялся по разному. Будущий шаман мог видеть странные яркие сны, различного рода видения, его поведение отличалось от поведения соплеменников, на теле могли быть различные знаки: раздвоенные пальцы, необычные пятна на коже. Но самое главное – и это объединяет все традиции – шамана должны были выбрать духи, а уж они-то не обращали внимания ни на чье мнение. Они могли являться будущему шаману, общаться с ним, подавать знаки племени. После того, как будущий шаман "узнал” свое предназначение, он поступает в ученики к старому шаману. И на пути его ждут ужасные испытания. Но не старый шаман испытывает молодого, а сами духи. Основное посвящение заключается в том, что молодого шамана убивают... Сами духи "убивают” тело, съедают все внутренние органы, причем со всеми положенными ощущениями. А потом шамана воссоздают – вкладывают в него новые органы и новую душу. После этого он называется "заново родившимся”. И с этой поры он начинет общаться с духами открыто, ибо теперь он принадлежит как миру людей, так и миру духов. Он – как бы их посланник на земле, проводник.

Основой камлания – шаманского ритуала – является трансовое состояние, в котором шаман и совершает все чудеса. Принципиально транс не отличается от глубокого гипноза, разница состоит лишь в языковом различии. То, что внушается шаманским песнопением или символами культуры, воспринимается психикой и переносится в действительность во время состояния транса. Так как внушить можно все, шаманы способны на все. Они пробегают по горящим углям, опускают руки в кипящую воду, неуязвимы для всех видов боли. Если дух какого-то животного входит в их сознание, то они перенимают его движения и поведение; если дух является беременной женщиной, то их живот вздувается; если это всезнающий бог, то шаман сам становится «всезнающим»; если это неистовое божество, шаман также становится неистовым; если в него входят шаманы других племен, он начинает говорить на других языках.

Возможности внушения неизмеримы, они затрагивают все сферы жизни, все формы духовного своеобразия, все формы поведения. Транс усиливает природные силы и способности, выводит наружу скрытые возможности. Так становится возможным пробудить утраченное воспоминание, повысить познавательные возможности в сфере языка и мастерство художника так же, как увеличить силу удара боксера и степень ловкости фехтовальщика. Раскрываются не только скрытые силы, открывается доступ к сфере сознания, которая находится по ту сторону трехмерного пространства, в неком сверхпространстве, доступ к иным реальностям.

Как входить в транс

Достигается транс многими способами. Классическим считается прием наркотиков, дикие пляски до упаду. Но есть еще и дыхательные практики, и использование специальных музыкальных инструментов.

Самым распространенным является использование бубна. Если ритм бубна синхронно совпадает с ритмом мозговой активности, то, как это показывают новейшие исследования, проще достичь состояния измененного сознания: этому способствует универсальное значение звучащего барабана, ритма и песнопения в родовых культурах... Это способствует отказу от самого себя. Наш архаический страх все время препятствует нам в этом. История человечества, можно сказать, это борьба между отказом от самого себя и строгими рамками недремлющего сознания, стремящегося обеспечить надежность рассудочностью поведения. Если бы захотели взглянуть на историю с этой точки зрения, то ее пришлось бы написать заново.

Еще одной интересной формой введения в транс является вдыхание можжевелового дыма, как это делается в Хунза, маленьком королевстве в Каракоруме. Транс, доведенный до высшей точки, как это происходит в Хунза, переходит затем в опыт иного рода, за пределами тела. Битан, шаман Ибрагим из Алтит, приобрел свою шаманскую силу уже в 15 лет на высокогорном пастбище в Чи-кизо Рунанч. Он покидает тело и вместе со своим духом отправляется к феям, к Великой Матери, к владычице природы, нашей внутренней природы. От нее он получает силу шамана, он выпивает ее в форме синего молока, из синего стакана. Вновь синий цвет, он всегда появляется в связи с мотивом приобретения силы и необычной энергии...

Способов действительно великое множество. Так или иначе шаман вводит себя в транс, а потом путешествует по незримым мирам и возвращается с победой...

Такова внешняя форма шаманства. Попробуем же заглянуть в те незримые миры, куда отправляется душа шамана...

Существует три мира в понимании шамана: Нижний мир, Средний и Верхний. У разных народностей они называются по разному, но суть их примерно одинакова. В Нижнем мире, мире подземном живут древние, могущественные сущности, в массе своей злые и жестокие, в подчинении у них находятся духи-элементали. Эти сущности постоянно терроризируют человека, насылая на него всякие бедствия, болезни, смерть. Они пытаются украсть душу человека и превратить в слугу. Души несовершенные легко попадаются на их приманки и мучаются в рабстве. Шаман опускается в Нижний мир чтобы вернуть заблудшие души или победить страшных духов, наславших беду. Средний мир – это мир природы, людей и животных, только в магическом аспекте. Шаман в этом мире, находясь в трансе, может спокойно общаться с людьми на расстоянии, приходить в сны, находить пропавших людей или животных, общаться с духами животных-тотемов, работать с пространством и духами мест силы. Верхний мир – это обиталище богов, небожителей. Боги в шаманизме преимущественно светлые, однако обладают весьма крутым нравом. Шаман перед ними – как бы проситель от людей. Он просит о покровительстве, приносит богам жертвы, постигает знания свыше, просит о перемене погоды, и просто путешествует по невиданным мирам в поисках тайн.

Шаман вовсе не безобиден, он – воин духа. Его методы борьбы намного действеннее физических. И битвы его так же серьезны, как и в реальности, если не серьезнее... Шаман прекрасно понимает, что в магическом путешествии его могут убить или захватить в рабство, что еще хуже. Существует также много легенд и о битвах шаманов. Причем в таких битвах почти всегда один из шаманов погибал.

В битвах и путешествиях шаману помогают духи-союзники, его друзья и покровители. Зачастую таким духом-помощником становится тотемное животное племени или клана. Оно либо перевозит шамана на себе по мирам, либо дарит шаману свои качества. И тогда шаман может сам обернуться волком, вороном, медведем... Иногда таких помощников у шамана несколько, они помогают ему доставлять нужные послания, бороться с противниками. А он в благодарность "подкармливает” их и воздает им почести. В таком симбиозе они сотрудничают весьма успешно.

Инструментарий:
Любому шаману необходимы инструменты для его деятельности. И инструментарий этот весьма богат. Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем вспомогательные инструменты; каждое из них одновременно и выражение внутреннего потенциала и средство проявления этого потенциала. Рассмотрим некоторые из них...

Бубен - особенно ценное орудие; для шамана это средство, открывающее доступ к иным мирам восприятия. Обычно он изготавливается из полого древесного ствола, обтянутого выделанной кожей животного. В былые дни американские индейцы предпочитали брать шкуру буйвола, а теперь наиболее распространенным материалом является козлиная или оленья шкура.

По периметру бубен часто украшают специальными символами, иногда даже перьями и подвесками. На звучащей поверхности можно встретить эмблему или изображение животного. Ритм бубна используется для изменения уровней осознания и расширения возможностей восприятия при шаманской работе. Монотонный бой с низкой звуковой амплитудой успокаивает нервные клетки мозга, которые затем могут настроиться на частотные вибрации невидимых миров.

Говорящая палочка - это своеобразный жезл, используемый для прояснения мыслей и более четкого их выражения. Его длина может меняться, составляя от 30 см до размера обычной трости для ходьбы. Он служит связующим звеном между Небом и Землей: стихией воздуха, где обитают мысли, и стихией Земли, или вещественным миром. Традиционно "говорящая" палочка передавалась по кругу на общих собраниях шаманов с условием, что говорить может только тот человек, который держит ее. Таким образом, она учит быть хорошими слушателями и ясно выражать свои мысли. чтобы другие могли понять точку зрения говорящего. "Говорящая" палочка также является эмблемой шамана-учителя, передающего знания и мудрость тем, кто ищет их.

Шаманская маска служит средством для выражения внутреннего потенциала, обычно в церемониальном или шаманском танце, когда бывает необходимо заземлить внутреннюю энергию. Маска может изображать животное или "союзника" (наставника или учителя из иного мира). Ее носят для укрепления внутреннего контакта с этими силами. Маски изготавливают из различных материалов и надевают в особых случаях. Самую простую маску рисуют на лице.

Ожерелье шаман носит не просто для украшения. Ожерелье, имеющее форму кольца, символизирует круг личности шамана, а бусины, косточки, зубы, камни или другие предметы, нанизанные на него, служат для связи с тонкими энергиями владельца.

И конечно, каждый шаман прекрасно разбирается в травах. Поэтому у него всегда под рукой необходимый набор сушеных трав для различных целей: для окуривания помещений, для вхождения в транс, для изготовления целебного отвара.

Еще, пожалуй, нужно сказать, что у шаманов разных народов есть свои гадальные инструменты. Кости, камушки, перья, деревянные палочки – кто на чем гадает... Позднее некоторые из этих гадательных способов переросли в целые системы, как, например, руны... В шаманских гадательных практиках материальный носитель не важен, важна магическая сила и знания, вложенные в него.

Легенды

Много легенд породил шаманизм. Много красивых сказаний скрывает тьма истории. Всех их не пересказать, не перечесть. Путешествия и видения шаманов становились сказками о необычайной красоте незримых миров... А чудеса, которые совершали сами шаманы, до сих пор будоражат воображение. Многие умели перевоплощаться в разных животных, растворяться в воздухе и в водах рек и озер, видеть сокрытое, и даже управлять молниями... Здесь лишь несколько легенд...

***

Существует много легенд о шаманах, которые легко узнавали чужие секреты. Одни "читали" мысли людей, другие "видели" то, что спрятано, третьи "видели" и "слышали" нечто такое, чего не видели и не слышали люди обыкновенные. По словам Куулара Кендена, знаменитая тувинская шаманка Чыртак-оол, которая долго жила на берегу реки Хемчик, приезжая в чужой аал, сразу узнавала, где и что лежит. Однажды Чыртак-оол была в чужой стороне. В юрте она увидела кувшин с аракой, спрятанный в шкафу, и попросила выпить. Хозяйка сказала, что араки нет, Чыртак-оол ушла, не сказав ни слова. На другой день в юрту той женщины, которая не дала шаманке араки, ударила молния.

"По рассказам стариков, она умела вызывать тучи, выпускать из них дождь, посылать на землю молнию. Молния, направленная Чыртак-оол, убивала скот тех, на кого она рассердилась, и лечила больного человека, который к ней обращался за помощью. Например, у одного охотника жена страдала гастритом. Лечил ее лама в течение трех лет и не смог вылечить. Он признался мужу больной женщины, что болезнь эта неизлечима. Тогда пригласили шаманку Чыртак-оол. Сначала она взяла в свои руки зеркало-кузунгу и погадала. "Я могу вылечить ее!" - сказала она и отправилась вместе с всадником в далекий путь. В юрте больной женщины она провела три сеанса камлания и после трех ночей сказала: "Мне пора отправляться домой. Не будет больше беды и опасности в нашем аале. Когда я удалюсь и буду едва видна вдали, прошу вас закрыть верхнее отверстие в юрте и оставить больную женщину одну. Освободите старую кровать, на которой она лежала, и переведите больную на другую сторону юрты. Всех детей выведите. Около нее никого не должно быть. Вижу, вы в этот день будете шерсть обрабатывать. Уверяю вас, для вас не будет никакой беды!" - так она сказала и отправилась в путь. Люди закрыли верхнее отверстие в юрте, и в это же время из-за леса Ары-Арга, со стороны реки Ак, поднялась маленькая черная туча. Она быстро дошла до аала больной женщины и пролилась дождем. Загремел гром, и засверкала молния. Три раза молния ударила в юрту больной женщины. Затем черная туча так же быстро исчезла, как и пришла. "Бедная женщина! Наверное, она стала жертвой молнии, присланной шаманкой Чыртак-оол!" - с жалостью говорили соседи. Они зашли в юрту. Больная женщина спокойно сидела на кровати и была жива. В ту кровать, на которой она лежала прежде, попала молния, под кроватью в земле появились трещины. И тогда соседи вспомнили слова шаманки: "Ты, охотник, до единого уничтожил целую семью сурков. Когда они, эти сурки, были в одной норе, ты их дымом всех убил. Вот так от твоего жестокого истребления появился бук, и он был носителем тяжелой болезни твоей жены". После того как шаманка Чыртак-оол вылечила ударами молнии больную женщину, лама преподнес ей коня, овцу и белый войлок. Это было данью уважения шаманке".

***

Интересны также многочисленные легенды о битвах шаманов, которые происходят в других мирах. Зачастую такие битвы заканчиваются весьма печально и в этом мире...

Для лапландцев преисподняя является местом сосредоточения опасности. Не только живущие там сущности обладают способностью вредить шаману, но шаманы других племен своими враждебными действиями могут сделать так, что он навсегда останется в преисподней. Многих шаманов, как видно, постигает такая участь. Как и шаманы якутов, инсценирующие ежегодно бои духов животных, сражаются между собой лапландские шаманы, садясь друг против друга и направляя на противника своих духов-союзников в образе духовных птиц или оленей. Дух-союзник скандинавских лапландцев зовется Зуейе, то есть «песнь», и существуют тени-рыбы, тени-олени и тени-змеи, которые сопровождают своих шаманов во время их путешествий в преисподнюю, чтобы они могли забрать домой умершие или похищенные души. Если во время схватки такое животное-тень будет ранено, то же происходит и с владельцем животного, а если этот зверь будет убит, то и шаман умирает. Примером может служить бой между двумя лапландскими шаманами. Во время одного большого праздника внезапно умерла хозяйка. Присутствующий при этом шаман

Категория: Мои файлы | Добавил: landysh
Просмотров: 2523 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024


  Городские шаманские сказки. Шаманизм в городе. Книги, шаманский 
бубен, галерея. Помощь и обучение. Рэйки.