http://truthseeker.ru/2008/01/21/makedonskoe-fextovanie-protiv-chuvstva-sobstvennoj-vazhnostizhalosti-k-sebe/ Автор - Фомин Андрей (Гаятри).
Оставьте все ваши страстные стремления.
Забудьте детские забавы.
Превратитесь в куски безупречной глины.
Пусть вашей единственной мыслью будет вечность.
Станьте подобием холодного и безжизненного пепла
или старого подлампадника над заброшенной могилой…
Сэкисо Кэйсе
Тема работы с чувством собственной важности/жалости к себе занимает во многих традициях центральное место. И неслучайно эта тема вызывает столько вопросов и споров - дело в том, что обычный человек попросту является чувством собственной важности/жалости к себе. Когда человек держит в руках какашку и при этом всерьез считает себя этой какашкой, ему довольно сложно понять, что же такое какашка и как с ней поступить. Если заметить данное несоответствие в отношении самого себя, то становится очевидно, почему же так трудно хоть что-то изменить в этой области.
Для начала, рассмотрим базовые положения, на которые в дальнейшем будет опираться техника по работе с чувством собственной важности/жалости к себе. Цель этих положений - разрушить основные заблуждения, касающиеся природы важности и жалости.
1. Собственная важность и жалость к себе - это одно и то же чувство.
Чувство собственной важности/жалости к себе подобны монетке – у нее две стороны и в то же время это одна монетка. Если увлеченно смотреть на одну сторону, о существовании второй стороны вскоре забываешь. Одна из сторон у любого человека чаще обращена наружу, чем вторая. Внешне демонстрируется жалость к себе, а внутри переживается чувство собственной важности, например: “я - самый тяжелобольной в мире человек”. Или наоборот: “я очень хороший друг, как жаль, что мои друзья этого не ценят”. Обычный человек принадлежит к одному из двух типов поведения: что-то чаще “снаружи”, что-то “внутри”.
2. Чувство собственной важности/жалости к себе нельзя “победить”, можно только “уйти” из него.
Распространено мнение о возможной победе над этой “помехой”, но это не так. Возьмем Кастанеду, автора термина в его современном значении. Чувство собственной важности/жалости к себе не было названо им врагом человека знания, как были названы страх, ясность, Сила и усталость. Человек всегда будет обладать способностью сместить свою точку сборки в положение собственной важности/жалости к себе, так же, как может, например, наесться земли. Конечно, взрослый и психически здоровый человек не ест землю, но возможность этого действия остается до тех пор, пока человек жив. Итак: единственный способ разрешить проблему возникновения чувства собственной важности/жалости к себе - это закрепить свою точку сборки в так называемом “месте без жалости” и безупречно удерживать ее там до самой смерти. Для этого необходимо жить так, как живет воин - накапливая личную силу. Потому, что в противном случае верх берет привычка, и точка сборки возвращается в положение собственной важности/жалости к себе.
3. Собственную важность/жалость можно увидеть только в себе. Если вы видите это чувство в другом, знайте: это ваша проекция на него.
Есть духовноищущие, которые видят это чувство в других людях, причем с завидной регулярностью. Чтобы разобраться с этой особенностью восприятия, давайте вернемся к автору рассматриваемого термина и вспомним, как он жил. Общеизвестно, что Карлос Кастанеда:
- бросил курить
- не употреблял алкоголь, ни в каких количествах
- не употреблял ни чая, ни кофе
- был недоступен, стирал личную историю
- предоставил всех людей самим себе, занимался только собой
- практиковал магические пассы, перепросмотр и другие техники
- не имел детей и семьи, жил один, не занимался сексом
- постоянно помнил о своей смерти
- тренировал свое тело, до последнего мгновения сохраняя прекрасную физическую форму
- использовал термин “чувство собственной важности” - либо по отношению к себе, либо по отношению ко всему человечеству
Из этого, прямо скажем, весьма сокращенного списка о том, как жил Кастанеда, среднестатический “маг”, как правило, может похвастаться лишь последним пунктом. Да и то - в связи с частым употреблением, эти “маги” сокращают термин до аббревиатуры “ЧСВ”, и в большинстве случаев, используют его для вынесения оценки кому-то из знакомых. Однако такая “победа” над чувством собственной важности при помощи чувствительности к важности других, мягко говоря, сомнительна. Именно поэтому не стоит пользоваться аббревиатурой “ЧСВ” - употребляя эти три буквы вы попадаете под “намерение” таких “магов”, и, рано или поздно, начинаете жить так же, как живут они… А ведь даже для того, чтобы корректно и с пользой применять этот термин по отношению к себе, необходимо уже жить так, как живет воин.
4. От чувства собственной важности/жалости к себе нет никакой пользы - это бессмысленный и опасный расход энергии.
Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что от этого чувства есть какая-то польза, якобы оно:
- ответственно за успех человека в социуме
- дает энергию для любого действия
- позволяет копить личную силу, необходимую воину для других задач
Оставим в стороне мотивацию, из которой произрастают такие “объяснения” - она достаточно очевидна. Отметим вот что:
- воину успех в социуме может понадобится только если это способствует реализации его стратегической цели, но и в этом случае к успеху воин придет быстрее, если его точка сборки будет пребывать в “месте без жалости” - это довольно очевидно для того, у кого есть опыт и тех и других состояний.
- такого рода “энергию” дает, например, и раскаленное тавро, которым клеймят раба, но сколько таких клеймений выдержит его дух?
- увеличение личной силы у обычного человека всегда связано со всплеском чувства собственной важности/жалости к себе, но из этого никак не следует то, что именно это чувство дает энергию. Дело в том, что личная сила у нетренированного человека сама стремиться по привычному руслу и благополучно растрачивается на усиление чувства собственной важности/жалости к себе. Но причиной-то является сама сила, а усиление важности/жалости - лишь следствие многолетней тренировки в растрате энергии.
Чтобы изменить эту весьма плачевную ситуацию, нужно осознать простую вещь: жалость к себе смертельно опасна. Она может убить. Из-за нее погибают. Многие люди утонули только потому, что начинали себя жалеть, вместо того, чтобы плыть. Или погибали от голода раньше, чем истощились все ресурсы организма, доходя до людоедства через три дня после кораблекрушения, не дождавшись помощи, которая пришла через неделю. Многие срывались с высоты, потому, что жалели себя, вместо того, чтобы держаться. Таких историй очень много. По привычке человек во время опасности включает жалость к себе вместо других механизмов. Человек тренируется в этом годами, и считает себя бессмертным – в этом он безупречен, так что же тут удивительного? “Я же так привык!” - говорит он - “Мамочка же придет и пожалеет! Это же всегда работало, значит, сработает и в этот….”. И все. Конец фильма.
Чувство собственной важности так же смертельно опасно. Оно может убить. Из-за него погибают. Многие люди умерли только из-за потакания иллюзии собственного величия, переставая реально оценивать окружающую обстановку: садясь пьяными за руль, неадекватно разговаривая с более сильным противником, делая какую-то опасную бессмыслицу “на спор”, доказывая свою правоту, вместо того, чтобы просто уйти, но остаться живым, здоровым и на свободе. Важность, заставляющая “переть на рожон” там, где прагматичней уступить, приводит к смерти, да так “неожиданно”, что человек даже не успевает понять, что же произошло. Таких историй очень много. По привычке человек во время опасности включает чувство собственной важности вместо других механизмов. Человек тренируется в этом годами, и считает себя бессмертным – в этом он безупречен, так что же тут удивительного? “Да я… да я знаете, какой?” - говорит он - “Да легко сделаю это…”, или: “Да я вас всех… Ах вы…”. И все. Конец фильма.
Кроме того, для воина совершенно очевидно, что чувство собственной важности/жалости к себе если и не убивает человека раньше времени, то превращает его жизнь в пустую бессмыслицу, наполненную повторением одних и тех же ситуаций на разные лады, унижает человека, как светящееся существо, отбирая у него все возможности, предложенные в качестве бескорыстного дара самой Вечностью. Такое жалкое существование, по недоразумению называемое людьми “жизнью” для воина ничем не отличается от преждевременной, неосознанной и безрадостной смерти.
Осознав, что чувство собственной важности/жалости к себе смертельно опасно, воин начинает выслеживать это чувство, осознавая его каждый раз, когда оно возникает. Воин делает это не для того, чтобы это игнорировать. Не для того, чтобы с этим бороться. Не для того, чтобы замаскировать. А для того, чтобы уничтожить это препятствие. Для того, чтобы это убить. Убить, как подобает воину – отрешенно, не вовлекаясь в процесс. Без ненависти. И это именно убийство. Любая трансформация отождествляется умом со смертью. Ум не видит разницы между уничтожением чувства собственной важности/жалости к себе и собственной смертью: “Ведь если я не смогу больше себя жалеть, значит, это буду уже не я?”.
Для уничтожения чувства собственной важности/жалости к себе у воина есть два способа, два “клинка”:
Первый “клинок” – это ярость. Не путайте это чувство с ненавистью и злобой - речь идет о безличной ярости, это ярость животная, ярость живота, ярость самой жизни. Функция такой ярости – уничтожение препятствия. Ярость воин обращает не на кого-то или что-то вовне. И не на себя. Ярость воин обращает на препятствие – на чувство собственной важности/жалости к себе, на это переживание. И отрешенно убивает его. Да, в социуме ярость осуждаема. Но если вы разделяете идеи социума – вы разделите и его судьбу! Встряхнитесь. Вы – в смертельной опасности! Перед вами – препятствие, которое может привести вас к преждевременной смерти! И вы – воин! Хороший или плохой, сильный или слабый, готовый к битве или нет – вы уже воин, здесь и сейчас! Яритесь, уничтожая препятствие! Внимание держите в животе, акцент дыхания - на выдохе и обжигающая ярость, направленная на чувство собственной важности/жалость к себе. Внезапно – остается лишь ярость. Это значит - препятствие пройдено.
Второй “клинок” – это радость. Функция такой радости – отбрасывание всего лишнего. Начните высмеивать чувство собственной важности/жалости к себе. Осознайте это переживание, почувствуйте его, проживите, и и начните играть в него, усиливая его, утрируя, переигрывая. Важничайте, принимайте позы, делайте нарочитые жесты, несите с умным видом несусветную ерунду так, чтобы вам стало очевидно, что вы просто самовлюбленный кретин. Жалейте себя, стоните жалобным-прежалобным голосом специальную магическую фразу “Я мой несчастный!”, войте, лей слезы. Не теряйте при этом осознанности, оставайтесь отрешенным и будьте в контакте с тем, что вы чувствуете. Усиливайте то, что вы делаете! Усиливайте это без конца! Еще и еще! Внезапно – остается лишь смех. Это значит - препятствие пройдено.
Если препятствие крепко и кажется непреодолимым - тогда наносите “удары” своими “клинками” поочередно, как в фехтовании по-македонски. При этом максимально глубоко погружайтесь в ощущение каждого “клинка” и максимально быстро переключаясь с “клинка” на “клинок”. До тех пор, пока препятствие не будет пройдено или пока вы не умрете - абсолютная бескомпромиссность должна присутствовать при выполнении данной техники. Если в процессе этого вы осознаете себя, как смертное существо, и воспринимаете то, что вы делаете, как свою последнюю битву на земле, то результат достигается значительно легче. Если по окончанию практики энергия ярости вам сейчас не нужна, скажем, для выживания, заканчивать лучше радостью. Ведь воин любит смеяться. И поэтому он смеется и смеется.
Эти препятствия встретятся вам еще не раз и не два - если вы проживете достаточно долго. Сражайтесь, оттачивайте технику, не ждите никаких результатов, достижений и побед. Ведь воин знает, что измениться он не может. Поэтому он не чувствует разочарования, наступая на знакомые грабли. Со временем вы заметите, каким именно “клинком” лично вам легче разрушать то или иное препятствие. С тренировкой этот процесс начинает занимать несколько секунд и становиться совсем незаметным снаружи. Ведь как говорил дон Хуан Матус Карлосу Кастанеде: “Вся битва происходит здесь, в этой груди”…
P.S. Если вам кажется, что вы избавляетесь от чувства собственной важности - угадайте, что происходит?
P.P.S. Если вы расстроились из-за предыдущей строки - угадайте, что это значит?