«Мастер сказал:
Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом,
в том числе и ментальным.
А потому прежде всего стремись к освобождению.
Беда не в том, что в тебе есть это самое дерьмо, а в том, что ты не
замечаешь его и продолжаешь себя вести так, будто его нет.
Но оно есть.
И если ты его не исторгнешь из себя, то отравления не избежать.
Ты знаешь, к чему приводят длительные запоры?
Наверно, догадываешься.
Организм становится тяжелым и нездоровым.
Он становится отравленным.
Облегчение может явиться в виде простой клизмы.
То, что происходит с тобой во время наших встреч, можешь считать духовной
клизмой.
Все проще, чем ты полагаешь.
Однако в силу твоей загруженности ты думаешь, что мир коварен и озабочен
тем, чтобы подстроить тебе очередную каверзу.
Какой в этом смысл?
- А что такое мое ментальное дерьмо, Мастер?
- Это твои убеждения, суждения, концепции, предписания, установки,
ожидания. Все то, что считается тобой истинным, незыблемым, непререкаемым
и составляет предмет твоей веры, конечно же, истинно верной, по твоему
разумению, не так ли?
- Но как же без веры? Разве без нее возможно обойтись?
- Жизнь не нуждается ни в какой вере. Более того, она не только возможна
без веры, но и невозможна там, где вера. Неужели ты думаешь, что ребенок,
впервые поднимающийся на ноги и делающий первые шаги, вынужден верить в
то, что у него это получится? Да он вообще не знает, что такое вера, и,
тем не менее, встает и идет! Птице не нужно никакой веры, чтобы взмахнуть
крыльями и полететь.»
Quote
Кругом вечно суетятся какие-то "просветленные" личности, которые призывают ко всеобщей любви и прощению. Человек может натянуть на себя эту иллюзию, как одеяло на голову, чтобы напрямую не сталкиваться с суровой реальностью, и ему в самом деле становится легче. Но в глубине души человек так и не может постичь, почему он должен заставлять себя прощать тех, кого он ненавидит, и любить тех, к кому он равнодушен. Какой ему от этого прок? Какое-то получается не естественное, а вымученное счастье. Как будто радость должна приходить не сама, а нужно ее из себя выдавливать, словно пасту из тюбика.
Представление о реальности не заменит реальность.
Мир не создан для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
Рано или поздно Реальность разбивает все твои иллюзии, и ты переживаешь
мучительную боль.
Освободись от них сам, и ты избежишь боли.
Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то
изменилось.
Мастер сказал:
Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом.
Мастер чуть задержался в паузе и спросил:
- Каким понятием ты бы обозначил излишнюю привязанность к собственным
мнениям?
Мой ум споткнулся и свалился в паузу, но гораздо более длительную, чем та,
над которой легко пролетел Мастер. Видя мое затянувшееся замешательство,
он коротко произнес:
- Кумирство. Придавая своему мнению статус истины и единственной правды,
ты возводишь себя в ранг Всевышнего. В этой ситуации возможны три
варианта.
Первый - ты действительно Бог.
Второй - у тебя проблемы с головой, ибо ты считаешь себя тем, кем в
действительности не являешься. С не меньшим успехом ты можешь объявить
себя Наполеоном или Светлейшим Гуру.
Третий - ты нагл.
Если ты полагаешь себя Богом, сверши чудо. Ты не можешь?
Тогда посмотрим, быть может, ты болен? Нет, вроде бы ты адекватен.
Тогда остается третье - твоя наглость. О ней и поговорим.
И Мастер сказал:
Наглость - это превышение своих полномочий.
Для меня же это прозвучало несколько загадочно. И я остался в молчании.
Мастер сказал:
Я хочу, чтобы ты понял - здесь не идет речь об этике. Всякая мораль весьма
условна и относительна. Она создается намеренно с целью более эффективного
контроля над людьми. Подчас она имеет силу более действенную, чем власть
законодательства. Иногда она сама принимает на себя функцию истинного
закона, людского, разумеется. Поощряемое в одной стране карается или
порицается в другой.
Мораль ничего общего не имеет ни с совестью, ни со здравым смыслом.
Повторяю, ее назначение - сплачивать и управлять.
Путь личного развития лежит вне морали.
Потому такое явление, как наглость, нами рассматривается с позиций
непредубежденных, беспристрастных, лишенных какой-либо эмоциональной
окраски и уж тем паче не имеющих ничего общего с мнением молвы.
Не вдаваясь ни в пафос, ни в поучительство, разберемся в необходимости
определиться с данным понятием в том смысле, который предполагает
глубокая, но конкретная духовная работа.
Итак, наглость - это превышение собственных полномочий.
Что есть полномочия? Набор неких предписаний относительно правил поведения
той или иной личности. Иными словами, речь идет о праве на совершение того
или иного поступка.
Правила диктуют права, а права предопределяют правила.
К примеру, ты едешь на машине и решаешь пересечь сплошную линию. Нарушение
этого правила для тебя потенциально наказуемо, если у тебя нет права на
подобное действие. И если инспектор засвидетельствует совершенное тобой,
он тебя может реально наказать, В этом случае ты превысил полномочия. Ты в
этом случае - нагл.
Простая социальная модель, регулирующая варианты поведения, отражает
некоторым образом универсальные закономерности саморегуляции
мегагигантского механизма, или организма под названием Вселенная,
Здесь же мы встречаемся с необходимостью прояснить некоторые положения, в
общем-то требующие ясности, если мы хотим все расставить на свои места,
без чего говорить о личностном развитии и движении не имеет никакого
смысла.
Вернемся к нашим нарушителю и инспектору. Я сказал, что последний может
реально наказать первого. При этом, если быть строгим, то я высказался не
совсем точно, употребив расхожее выражение обыденного языка. И я
специально делаю на этом акцент, потому что подобные языковые вольности,
как правило, создают большинство проблем и неприятностей в жизни людей.
Рассудим же обстоятельно.
В основе всякого взаимодействия лежит соглашение, договор. Он призван
регулировать всю механику данного взаимодействия. В противном же случае
вместо ожидаемой организованности, призванной контролировать и
упорядочивать события, мы останемся в анархии и хаосе. Посему мы в наше
общежитие вводим правила и принимаем их в качестве неких аксиом поведения
- ради собственного же выживания.
Однако соглашение остается неполным, если не оговаривает меры,
предполагающиеся в случае его нарушения.
Подойдем с другой стороны и задумаемся, а для чего, собственно, эти меры
нужны и необходимы ли они? И какова степень объективной обоснованности их
введения? Уместны ли они вообще? Ответ окажется явно положительным, если
мы предположим, что функция подобных санкций не столько карательная,
сколько компенсаторная. И это логично, постольку, поскольку стратегия
выживания требует соблюдения принципа равновесия. Действие равно
противодействию. Что посеешь, то и пожнешь. Что на входе, то и на выходе.
- Око за око и зуб за зуб, Мастер?
- Не обязательно. Может быть, и колено за зуб... Но принцип сохраняется.
Тропа 5. В природе не существует
Мастер прикрыл веки и сказал:
В Природе не существует наказания.
Мир не наказывает.
Он только дает обратную связь и восстанавливает равновесие.
Если ты нарушаешь это равновесие, то Мир реагирует.
Его реакцию ты воспринимаешь как наказание.
Хотя Мир никогда не наказывает - он просто восстанавливает нарушенное
равновесие.
Веки Мастера медленно приподнялись, обнаруживая несколько тяжеловатый
взгляд.
- Но вернемся к наглости, - чуть прищурившись, продолжил он. - Когда ты
превышаешь свои полномочия, то тем самым нарушаешь равновесие Мира. Ты в
этом случае преступаешь некую невидимую границу, очерчивающую территорию
отведенного тебе бытия. А значит, ты вносишь в универсальное устройство
Вселенной определенную порцию хаоса, что представляет несомненную
опасность для Системы, частицей которой, хотя и ничтожно малой, ты, тем не
менее, являешься. И весь этот глобальный организм реагирует, и как ты,
наверное, уже догадываешься - способом, возвращающим тебя обратно. Но
постольку, поскольку мы вынуждены принять во внимание принцип инерции, то
возвращение твое происходит не на исходный уровень, а гораздо ниже.
Тропа 6. Тебя понижают
Тебя понижают ровно настолько, насколько ты возвысился сам.
Тропа 7. Твоя наглость
Мастер невесомо повис в паузе и плавно спланировал к следующей тираде:
Твоя наглость - хорошо это или плохо?
Это ни хорошо, ни плохо.
Это просто ситуация, когда ты превысил собственные полномочия.
И не жди за это наказания.
Наказания не последует. Вселенная не карает.
Вселенная только восстанавливает равновесие.
И если ты при этом будешь убит так называемым несчастным случаем или так
называемой болезнью - не обессудь, ибо ты сам призвал смерть из небытия -
превышением своих полномочий.
Впрочем, об этом уже было сказано давным-давно: если ты берешься судить,
то ожидай суда и над собой.
- Мастер, - тихо зашелестел мой ропот, - а как же мне узнать границы своих
полномочий? И какие еще примеры наглости можно обнаружить в повседневном
течении нашей жизни?
- На первый вопрос ответить гораздо проще, чем ты думаешь. Твои полномочия
- это то, что у тебя есть.
Тропа 8. Ты имеешь
Ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь.
Назовем это принципом соответствия.
Если приглядеться повнимательнее, его действие можно обнаружить
повсеместно. Он многое объясняет. К примеру, распределение людей в
соответствии с полярными состояниями качества их жизни: богатство -
бедность, здоровье - немощь, успех - прозябанье, везенье - неудачи,
активность - застой... Действительно, почему не существует равных? И от
чего зависит наблюдающееся столь явное неравенство?
Принцип соответствия раскрывает смысл имеющегося положения вещей: ты
имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь.
Денег у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько их у тебя
есть.
Имущества у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько у тебя
его есть.
Тебя окружают те люди, которые тебя окружают, и никакие другие тебя
окружать не могут. Потому что другие тебя не окружают.
Рядом с тобой только тот, кто рядом с тобой, и никто другой рядом быть не
может. Не может - потому что его рядом нет.
Тропа 9. Если ты ропщешь
Если ты ропщешь: "почему у меня мало чего-то?", вспомни принцип
соответствия.
У тебя - ни мало, ни много, у тебя то, что у тебя есть.
И у тебя есть то, чему ты соответствуешь.
Так вот, твой ропот - одна из форм наглости.
Замечал ли ты, что ропщущего неизбежно постигают неудачи?
Я имею в виду поверхностный взгляд. Потому что в действительности Мир
стремится улучшить положение его дел. И если бедолага это понимает, то
через некоторое время не только выравнивает ситуацию, но и поднимается
выше той планки, уровень которой занимал прежде. В случае отсутствия
осознания происходящего он продолжает себя обрекать на усиление лавины
негативных тенденций, заполнивших его существование.
Возможно, ты поинтересуешься, почему я сказал о том, что мир стремится
улучшить положение дел, если только что я говорил, будто речь идет лишь о
восстановлении равновесия. На самом деле все противоречия здесь снимаются,
как только мы уясним, что базовой программой Системы является выживание. И
вся ее изощренная механика саморегуляции направлена на поддержание именно
этой функции.
Мудрость любого организма так устроена, что он просто-напросто
расправляется с вирусом, несущим ему угрозу. Таким вирусом может стать
собственная взбунтовавшаяся клетка, несущая заряд разрушительной агрессии.
Целое уничтожает свою часть, дабы заменить ее новой. Но прежде этой части
предоставляется возможность, в целях экономии, разумеется, а вовсе не
из-за альтруистической филантропии, исцелиться, освободившись от
агрессивной заряженности, оборачивающейся, в конце концов, против самой
этой части.
Вот почему понижение особи, проявляющей себя нагло, является на самом деле
благом, ибо последняя получает возможность лечения с минимальной оплатой.
Следуй принципу соответствия, и ты избежишь многих неприятностей.
В каких еще ситуациях можно обнаружить проявления наглости?
Первую мы уже отметили - убежденность в том, что ты достоин большего,
нежели ты этому соответствуешь.
Вообще же всякая наглость агрессивна. Поэтому ты можешь ее обнаружить там,
где есть проявление агрессии.
А что такое агрессия? Желание разрушить, уничтожить - символическое
убийство.